previous arrow
next arrow
Slider

Home » Образовательные стандарты и требования

Образовательные стандарты и требования

В этом учебном году в БОУ «Тарская гимназия № 1» реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1 — 4 классы), Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5 — 9 классы) и Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (10-11 классы). Разработаны основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего общего образования.

Информация о Федеральных Государственных Образовательных Стандартах (ФГОС)

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в РФ в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и ООО и текстом Стандартов можно познакомиться на сайте Минобнауки России.

Новый ФГОС выдвигает следующие требования:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального и основного общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования.

Отличительной особенностью новых стандартов является их деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандартов указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального и основного общего образования. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ФГОС НОО и ООО являются универсальные учебные действия (УУД).

Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ- компетентности.

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения 4-х междисциплинарных учебных программ «Формирования УУД», «Основ учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Формирования ИКТ-компетентности обучающихся» и «Основ смыслового чтения и работы с текстом». Реализация данных программ в начальной и основной школе — ключевая задача внедрения новых образовательных стандартов.

Стандарты устанавливают требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального и основного общего образования:

  • Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно- смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально–личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
  • Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систем основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…», недостижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования. Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Стандарт предлагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей. Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
запишите детей в первый класс через госуслуги